Posted 30 января, 23:15
Published 30 января, 23:15
Modified 30 января, 23:15
Updated 30 января, 23:15
Нефтегазовый сектор, являющийся ключевым источником доходов бюджета, оказался под серьезным ударом из-за санкций, наложенных в ответ на геополитические события. Снижение экспортных поступлений в сочетании с сохраняющимися высокими расходами создали предпосылки для роста бюджетного дефицита, поставив перед правительством вопрос о том, как его финансировать без резкого обесценивания рубля.
В этой ситуации власти рассматривают различные варианты увеличения доходов бюджета, не прибегая к жестким мерам, таким как обвальная девальвация.
Одним из направлений стало повышение налоговой нагрузки, причем как на бизнес, так и на население.
Для бизнеса введены новые экспортные пошлины, охватывающие широкий спектр товаров, включая овощи и фрукты, рыбу, алкогольную, химическую, текстильную продукцию и даже драгоценные металлы.
Также обсуждается повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на уголь. Кроме того, налоговые органы получили задание увеличить сбор налогов в 2024 году на 17% по сравнению с 2023-м, что усиливает давление на предприятия и организации.
Для населения также предусмотрены меры по увеличению налоговой нагрузки. Об этом свидетельствует рост акцизов на алкогольную и табачную продукцию, а также увеличение плановых сборов по штрафам.
Помимо этого, власти рассматривают возможность повышения НДС, что может привести к росту цен на товары и услуги. В результате этих мер налоговая нагрузка в России увеличивается, что создает дополнительный вызов для экономики и граждан. В то же время правительство стремится сохранить макроэкономическую стабильность, избегая резкого обесценивания рубля, что может привести к негативным последствиям для экономики и социальной сферы.
Увеличение налогов для корпораций может повлиять на простых людей различными способами. С одной стороны, бизнес может попытаться переложить возросшие затраты на потребителей, повысив цены на свои товары и услуги. Это может привести к росту инфляции и снижению покупательной способности работников.
С другой стороны, некоторые компании могут сократить персонал или заморозить зарплаты, что негативно скажется на доходах и уровне жизни граждан.
Кроме того, рост налогов может привести к увеличению числа работников, занятых на условиях самозанятости. Такие работники не имеют права на оплачиваемый больничный или декретный отпуск, не застрахованы от несчастных случаев на производстве и не делают отчисления в Пенсионный фонд. Это может поставить их в уязвимое положение и привести к снижению социальных гарантий.
В то же время власти заявляют, что не планируют повышать НДС и НДФЛ для физических лиц.
Однако на практике уже предпринимаются шаги в этом направлении. С 2024 года расширяется перечень детских товаров, облагаемых НДС по ставке 10%. Кроме того, при продаже жилья, разрешение на строительство которого получено в 2024 году, теперь необходимо будет платить НДС. Оплата этого налога в итоге ляжет на плечи покупателей, то есть на обычных граждан.
Также с 2024 года закрывается возможность не платить НДФЛ в России для удаленных работников. Их доходы будут облагаться по ставке 13% или 15%. Это может привести к снижению доходов удаленных работников и ухудшению уровня жизни их семей.
Если дефицит бюджета продолжит расти, то вероятность новых налогов для бизнеса выше, чем для населения.
Однако даже если прогрессивный НДФЛ не будет повышен, за исполнение бюджета, как обычно, заплатим мы с вами, пусть и косвенно, через повышение цен на товары и услуги. В целом, увеличение налогов для корпораций может иметь как положительные, так и отрицательные последствия для рабочего класса. Поэтому необходимо внимательно отслеживать ситуацию и вырабатывать меры по защите прав и интересов трудящихся.
По материалам сетевого издания информационное агентство «РосБалт»