По словам главы региона, Президент России Владимир Путин задачи поставил, власть, бизнес и общество их выполняют — и железнодорожники, и строители.
— Нас это касается впрямую. Рост инвестиций у нас такой взрывной в последние годы, в том числе из-за строительства крупных линейных объектов. В первую очередь это РЖД. Это наши порты, это наша энергетика. Это газопровод, — рассказал Михаил Дегтярев корреспонденту ТК «Россия 24». — Кстати, у нас сейчас строится перемычка из Сибири в дальневосточную газотранспортную систему. «Газпром» этим занимается. Впервые в истории. Такого никогда не было. Будет соединена, сшита страна. Тоже и про железные дороги. Цель в этом году — по Восточному полигону провести 180 миллионов тонн. Транссиб — это приморские порты, а БАМ — это хабаровские порты, Ванино и Совгавань. В прошлом году у нас 40 миллионов было перегружено в этих портах. А цель, которую поставил президент, к 30-му году по БАМу ввести 210 миллионов, представляете? То есть сейчас 40 с небольшим и 210 в будущем. В данный момент наши строители строят 16 вторых путей и участков, 20 разъездов, вот, разные искусственные сооружения. На всё это, конечно, накладывает большую очень нагрузку на в первую очередь рынок труда в регионе.
У нас работают десятки тысяч вахтовиков на этих стройках из Сибири, из Центральной России, из-за рубежа. И наши, конечно, люди безработицы на историческом минимуме — ноль практически, чуть больше ноля. Поэтому для нас это, кроме вот таких масштабных инвестиций, конечно, налоги. Головная компания, которая строит БАМ и Транссиб, БАМ-строимеханизация, зарегистрирована в феврале в Хабаровске у нас в нашей юрисдикции и налоговой юрисдикции. И мы получаем теперь дополнительные доходы в бюджет. Это справедливо, это мы обсуждали с руководством РЖД, с Минтрансом. Наконец решение принято, за что спасибо акционерам.
Кроме того, компания строит несколько крупных логистических центров. Надо подвоз материалов осуществлять удобным образом.
Но РЖД это еще не все. Еще севернее, в Тугуро-Чумиканском районе из Якутии в новый порт Эльга строится Тихоокеанская железная дорога, частная. Это большой проект, который мы начали в 2021 году. И уже построили 360 километров путей из необходимых 500, а с разъездами 600 километров, и порт на 50 миллионов тонн. И вот здесь двойной эффект.
Я президенту, когда докладывал Владимиру Владимировичу Путину об этом проекте, сегодня уголь с Эльгинского месторождения везётся по БАМу, по Транссибу, а со строительством этой ветки весь объём пойдёт сразу в порт в Хабаровском крае на берегу Охотского моря. И освободит то, что они сейчас везут по РЖД. То есть другим выгода тоже. За себя и за того парня работают ребята. Поэтому всем спасибо, молодцы.
— Как вы считаете, что будет способствовать ускорению темпов по развитию БАМа, по расширению БАМа, по появлению новой инфраструктуры?
— А вот здесь второй проект недавно, кстати, заключено уже соглашение с компанией Бамтоннельстрой-Мост, она у нас тоже работает, бьет Дуся-Алинский тоннель. Точнее, уже пробила. Сбойка как раз в марте произошла. Я на ней был лично. Общался с коллективом. Тоже потрясающие люди. В тяжелейших условиях работают. Взрывным методом 1800 с лишним метром пробили в скале. Это позволит тоже расшивать узкие места в старом Дуся-Алинском тоннеле, который начали ещё при Сталине, до Великой Отечественной, а закончили в 82-м, пропускает 16 пар поездов. Новый — 25. Вот сейчас мы его запустим в конце года, в начале следующего. Старый поставим на ремонт. А когда они два откроются, ну, будет всё лететь. Будет движение очень активное. Так вот Бамтоннельстрой-Мост подписал соглашение с РЖД о строительстве 2-го Кузнецовского тоннеля, это Сихоте-Алинский хребет перед Татарским проливом, и 2-го моста в районе города Юности через реку Амур. Строить будут за свои и быстро.
— Когда будет запущен?
— Уже вот в этом году. Начинается проектная работа и стройка. Я думаю, как только проект выйдет из Госэкспертизы, сразу пойдет строительство. Будут строить на свои деньги, а государство будет рассчитываться постепенно. Потому что у государство сразу таких объемов, сами понимаете, триллиона рублей, может не оказаться.
— То есть это инвестиционно выгодно?
— Это выгодно, конечно.
— Вы не первый раз говорите о частных инвестициях, которые приходят.
— Конечно, и такие, и концессионные, и с отсрочкой платежа. Разные механизмы используются на строительстве железных дорог. И когда все это произойдет, наши порты Ванино и Совгавань начнут грузить не 40, как сегодня, миллионов тонн, а 120.
— А инфраструктура готова к этому?
— Сами порты как раз тоже развиваются, пытаются синхронизироваться с нашими железными дорогами. В Ванино Трансуголь, грузил 10-12 миллионов, сейчас планирует в два раза увеличить объемы, но это тоже стройка. Дальтрансуголь грузил у нас 25 миллионов, новый инвестпроект защитил, будет тоже в два раза увеличивать объемы, плюс два новых проекта. В общем, этот узел окно в Азию. Пётр Первый прорубил окно в Европу, а Владимир Путин открыл дверь в Азию.
— Сколько километров проходят БАМы по территории края?
— Из 4000 километров по территории нашего региона проходит 1200 километров. Плюс конечные порты. То есть, говорим БАМ, подразумеваем Хабаровский край.
— Много поселков, городов, населенных пунктов. Там-то как жизнь изменится? Понятно, что все строится, а что людям с этого?
— Меняется все на глазах. Мы с РЖД работаем вместе. Мы заключили в 2021 году соглашение о социально-экономическом партнерстве. Поселки БАМа сегодня в фокусе внимания нашей власти, правительства края и РЖД, мы вместе ремонтируем школы, делаем детские сады, подтягиваем коммунальную инфраструктуру. Мы только вот за последние три года по этому соглашению в посёлках БАМА заменили полностью котельные на автоматические, компактные в 10 посёлках. Это большие деньги, и мы на это идём. Это краевые средства из бюджета, потому что впервые, когда вот мне посчастливилось там побывать, меня поразили циклопически совершенно размеры котельных, которые строили в Советском Союзе, видимо, с запасом, который сегодня просто невозможно содержать.
— Экономически неэффективно?
— Да. А люди, конечно, прибывают. Есть работа. Вся она связана с РЖД, с работой на магистрали. Мы вместе с железнодорожниками запустили образовательный кластер «Железная дорога» по президентскому проекту «Профессионалитет». И все средние профессиональные учебные заведения модернизированы, все полностью, все лаборатории, современные технологии. И Дальневосточный университет путей сообщения получил такой тоже толчок в развитии. Это сегодня флагман. Но люди на стройке нужны сейчас.
— Если мы говорим про образование, это некий задел на будущее. Что сейчас происходит? Достаточно ли людей для реализации?
— На самой магистрали достаточно. Она укомплектована. Зарплаты хорошие, социальный пакет замечательный. Я хочу тоже выразить благодарность нашим железнодорожникам. Они очень заботиться о сотрудниках. Сегодня работать на железной дороге престижно. Поэтому с кадровым обеспечением всё хорошо. Синхронизировано под задачи, под запросы. Порты все завязаны на повышение провозной мощности. Ну и повторяю, дверь в Азию открыл наш президент. Наша задача сейчас — подтянуться, расширить все узкие места. Ну и плюс такие уникальные, повторяю, проекты, как Тихоокеанская дорога на севере — это альтернативный, уникальный способ по тому, чтобы дать объёмы сибирякам, в первую очередь, чтобы они повезли уголь, другие грузы, освободить мощности.
— Мы с вами про грузовые перевозки много сейчас говорили. А пассажирские?
— Конечно. Вот по БАМу у нас в прошлом году только на нашем участке БАМа перевезли 860 тысяч человек. Это с ростом к прошлому году, к 22-му, я за 23-е говорю, 15%. Пригородные перевозки. Тоже здесь спасибо нашим железнодорожникам. Мы, правда, субсидируем. То есть денежки идут наши краевые, но возит наша железная дорога. Рост был на 10% в прошлом году — до 700 тысяч пассажиров. В этом году 30 новых вагонов будет поставлено на поезда и маршруты Советской Гавани, Владивосток, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Тында. Поэтому идёт обновление состава, вокзалов. Ну, даже такие мелочи, как автоматические камеры хранения, появляются на Дальнем Востоке наконец-то. То, к чему на Западе России здесь, в центре, привыкли. У нас этого ещё не было везде. Начинается этот процесс, и бурно идёт. Поэтому удобство для людей тоже. Не только грузы. Электрификация. Как только будет закончена электрификация ветки Волочаевка-Комсомольск-на- Амуре, это соединит БАМ и Транссиб, у нас есть договорённость о возможном запуске уже скоростного сообщения Хабаровск — Комсомольск-на-Амуре. Но без электричества это невозможно, но электрификация, она во втором этапе модернизации БАМа зашита. Сейчас идут ударные работы на этом участке. Поэтому все развивается. И никуда мы не денемся. Все будем пользоваться железнодорожным транспортом.- Получается, что с повышением уровня комфорта как раз и связано. Растет сразу перевозка. . Да, за прошлый год. Качество растет.
— Еще об одной возможной магистрали. В советские времена была идея связать БАМ с подводным тоннелем Сахалином. Вы тоже об этом не раз говорили. Вот эта идея, она актуальна сейчас?
— Не просто актуальна, она активно прорабатывается. Но опять же, с точки зрения привлечения концессионных механизмов, потому что в лобовую у государства может сегодня не хватить средств. Очень много строек, идет развитие.
— А сколько это может стоить?
— Ну там разные оценки. от 300 до 500 миллиардов рублей сам мост или тоннель, но нас больше подходы к мосту интересуют. Почему? Потому что материковые части — это Хабаровский край, и речь идёт о ветке от станции Селихино на БАМе — это Хабаровский край, через нефтяной порт до Де-Кастри — это Хабаровский край, до мыса Лазарев, откуда пойдёт уже на Сахалин. Нам это интересно именно с этой точки зрения. Потому что Де-Кастри сегодня не имеет железнодорожного сообщения. Посёлок Лазарев не имеет железнодорожного сообщения. А там чуть севернее у нас Николаевск-на-Амуре. Вообще первый пост на Амуре, который в своё время адмирал Невельской основал. Это вообще первая столица, можно сказать, Дальнего Востока. Нет железной дороги. Прекрасные люди там живут. Порт. рыбные компании развиваются, железной дороги нет. И мы связываем развитие всего Нижнего Приамурья и побережья на Татарском проливе именно с мостом на Сахалин. Экономика развивается. На восток идёт курс, торговля растёт. На Сахалине крупные проекты развиваются. Порт Корсаков, там ещё пару у них портов. То есть фактически для страны и не только для Сахалинской области это огромная возможность развития. Поэтому мы на этом проекте тоже можем и заработать, и оживить торговлю. Самое главное, Президент курс задал на ПМЭФ в прошлом году. Надо переходить к экономике не спроса, а предложения. Потому что если говорить о спросе, там спрос какой? Людей мало, железных дорог нет. А вот сделай предложение, тогда будет и спрос. Поэтому мы выполняем указания Президента.
По материалам ТК «Россия 24»