Posted 27 декабря 2022, 23:26
Published 27 декабря 2022, 23:26
Modified 27 декабря 2022, 23:49
Updated 27 декабря 2022, 23:49
Родина бывает березовой, рябиновой, тополиной. Встанешь в теньке в летний зной, вздохнешь полной грудью, а воздух как чай травяной, одуванчиковый. И оттого сладость невероятная. Как же не любить её?
Это у подлецов разных да воров визги да вопли, а настоящая русская любовь к Родине — тихая, даже молчаливая. Чего орать на весь белый свет? Ворон пугать? Грехи смертные замаливать?
Этой любовью все сказки пропитаны, даже самые страшные. Из всех напастей, порой смертельных, безвыходных, русский мужик выходит с честью. Мать — сыра Земля помогает, читай Родина. Сама ли, в виде Бабы Яги или зверей разных — неважно, ну, а цари-королевичи с царевнами разными то ли несмеянами, ли наоборот, хоть и вожделенны порой бывали, но чужеродны. Уж такие традиционные ценности, уж такие русские сказки, которые, конечно, ложь, да в них намек — добрым молодцам урок.
Поморы
На севере России люди живут особые. некоторые считают, что они чуть ли не первыми открыли Америку.
Классический пример — великий ученый Михайло Ломоносов, который пришел пешком в столицу учиться наукам. Вот только почти всегда не договаривают, что этот поморский парень знал математику астрономию, умел читать и писать. У поморов вместе с коровой и избой по наследству переходили и книги времен Киевской Руси. А его дворянские сверстники в то время с грамотой не в ладах были, даже читать не умели.
Торговали поморы с норвежцами. Даже язык особый в ходу был — русско-норвежский. Половина слов русских, половина — норвежских. Казалось бы быть поморам норвежцами, однако не было этого. Крепко они держались традиций, предков чтили. Да и Родину любили. Что там Парижи какие-то, когда у нас такая красота, пусть порой и строгая, но такая душевная!
Сказитель
Благодаря Борису Шергину и Степану Писахову поморские сказки стали известны широкому кругу читателей, а мультфильмы, снятые по мотивам этих произведений стали классикой, любимы до сих пор россиянами.
Кстати, Борис Шергин был не писателем в привычном понимании, а скорее сказителем. На радио он пересказывал чудесные истории, услышанные в Поморье на Русском Севере, а потому уж записывал. В его сказках и рассказах звучит поморская речь — яркая, образная.
Отец Шергина — потомственный мореход и корабельный мастер. Он в детстве попал в моряки и дослужился до «государя-кормщика». Именно отец передал сыну дар рассказчика и страсть ко всякому «художеству». Мать писателя — коренная архангелогородка познакомила Борису Шергину с народной поэзией Русского Севера.
Золотое кольцо
Премьеру спектакля «Волшебное кольцо» по мотивам сказки Бориса Шергина и в Хабаровском театре кукол посвятили двум профессиональным праздникам — Дню кукольника и международному Дню театра.
К чести постановщика спектакля режиссера Юрия Уткина осознанных цитат из одноименного мультфильма не было. Русь, как и положено, деревянная, посконная, и где-то наивная, но основательная в своей простоте.
Тут тебе и пенсия в одну копейку, тут тебе и живодерство, тут тебе и царевна, мечтающая о Париже, где ее миленький живет.
У тех, кто знаком с текстом сказки, пульсом в голове:
— Вот што, Белой, сам себе на радось нихто не живет.
Не это ли русская ценность, и актуальная, и для многих потерянная?
А на сцене то ли кольцо, то ли качели. Так и в жизни. Качаемся мы на зыбели судьбы — то в счастье, а то в трагедию. Ты приступ гордыни, то приступ самоуничежния. Тут никакое волшебное кольцо не поможет, тут только возможно смиренное преодоление мытарств. И если сохранишь душу, а у нас у русских — большая, широкая, так и сама Мать — сыра земля в помощь придет. Не зря ее называли матушкой, кормилицей.
А в финале: «Ванька с мамкой, собака бела да кошка сера стали помешшаться во своем доме. Из деревни Ванька и взял себе жону, хорошу деушку».
И от этого такой теплотой повеяло, такой тихой радостью, что как-то стало жалко, что спектакль закончился.
— Ну, а дети? Как отреагировали, что поняли? — спросите вы.
Отлично отреагировали. Хотя, какой вывод сделали юные хабаровчане, неизвестно.
Если бы мы помнили детские сказки, став взрослыми, и следовали бы тем заветам, насколько бы мир был лучше и светлее!
Режиссер
Режиссера Юрия Уткина любят и уважают в Хабаровском театре кукол. Любовь давняя. Когда-то он был главным режиссером театр, поставил спектакли «Бобрик» и «Живая вода». Приезжал в Хабаровск навсегда, но так случилось, что срез год пришлось уехать.
Сегодня он лауреат премии СТД РФ и победитель многих фестивалей кукольных театров.
— Борис Шергин сегодня, пусть и сказитель, но сегодняшний. Он не про прошлое говорит, и про сегодняшнее время. Его сказки и рассказы всегда актуальны. Как будто он рассказывал и смотрел в будущее, видел его. В любое время он актуален, в любое время его можно слушать, читать его сказки. Мне показалось, что он очень близок сегодня нам, сегодняшнему времени, сегодняшней ситуации.
— Когда вы ставили спектакль, что вы в первую очередь говорили актерам?
— В первую очередь, не нужно ни под кого подстраиваться, не нужно примерять не свое. Надо ценить, что ты есть, пытаться в себе увидеть загадку, почувствовать и разгадать ее. Размышление над самим собою, самоирония. Вот такой Шергин.
— В спектакле, может быть пунктирно, но присутствует тема Родины.
— Однозначно, а как же без нее? Без темы Родины никак нельзя. Это не значит, что ты не можешь жить где-то в другом месте. Дело не в этом. Ты можешь жить где угодно, но все равно останется связь. Это для меня, в том числе и определяет русскую культуру. Настоящие русские не могут не иметь эту связь. Когда такой человек слышит про Родину или видит сюжет в новостях, у него мир переворачивается! Не просто так, а потому что без этого русские не могут. Это как дышать. У меня текст был один: «Счастье, как воздух. Им им дышишь, и даже этого не замечаешь».
— Почему куклы?
— С куклами мне всегда интереснее. Не то, что они не сопротивляются, бывает, что сопротивляются, и еще как! Куклы готовы к творчеству сразу, изначально. Для них момент пробуждения или оживления, перевоплощения — естественная жизнь. И они всегда хотят этого. И они всегда хотят этого. Ты с ними можешь делать все что угодно. Они всегда твои партнеры. Например, мне захотелось в спектакле буквально показать, как меняется человек, я могу это с куклами. У меня есть такая возможность.