Психолог поможет найти свой смысл жизни.

В чем смысл жизни в Хабаровском крае?

27 февраля 2023, 14:39
Кризисы самоосознания преследуют большинство из нас практически все время пребывания в бренном теле. Как не поддаться на провокации очередного возрастного перехода и дожить столько, сколько отмерит судьба, без драм, рассказывает психолог.

Еще древние философы искали смысл человеческого бытия, а их потомки по философским изысканиям договорились до того, что сама тенденция этого поиска заложена в структуре сознания индивидуума.

— Если говорить о такой важной функции как «смысл жизни», поиск этого смысла, определяющего места себя в жизни — это неотъемлемая часть мыслящего, зрелого, развивающегося взрослого человека. Причем эти этапы начинаются достаточно рано, у детей появляется первое проявление поиска смысла, когда дети обнаруживают себя, — рассказывает Игорь Любачевский, клинический психолог, семейный психотерапевт, директор центра семейной психотерапии в Хабаровске.

Путь длиною в жизнь начинается с первой самоидентификации трехлетки — «Я сам!», и попробуй завяжи с тех пор шнурки хоть ему, хоть себе, если он решил, что тоже хочет. Детсадовские развлечения сменяет школьная обязаловка. А где же детство? Мы так не договаривались!

Да и школьные годы наиболее искренне называют чудесными разве что во время одноименного вальса на выпускном балу. А накануне перед еще формирующимся телом подростка домокловым мечом повисает выбор профессии, который и вроде манит широтой перспектив и финансовой свободы, и пугает окончательным отрывом от родительской обязательной кормушки.

Дальше как в тумане. Диплом, первая должность, свадьба, «мы забеременели!», ипотека или бабушкины похороны возле родной, теперь уже только нашей, хрущевки… Быстрее, выше, сильнее! — и, ух, получилось. А что дальше?

— К 30-ти годам возникает следующий этап, когда мы начинаем осознавать: «а мы ли у себя?», «мы ли это?». Узнали ли мы себя так хорошо, как мы знали раньше, что в нас есть от нас, а что от мамы, от папы, от общества и где в этом всем, в работе, семье есть мы? — говорит Игорь Любачевский.

В эти годы некогда долго рефлексировать, если есть семья и движется карьера. Настоящее потрясение собою впереди — в 40-45, когда дети подрощены, карьерная лестница или уже преодолена до потолка, или благополучно вынесена из зоны комфорта.

Про мужчин в эти моменты шутят: «седина в бороду, бес в ребро», когда человек со всем своим багажом и перспективой пенсии пытается урвать еще немножко юного задора в компании девиц, готовых уделить внимание за щедрые подарки состоявшегося «папочки».

К женщинам народная молва традиционно критичнее: «в 45 баба ягодка опять». Так говорят о дамах, случайно открывших фотоальбом двадцатилетней давности и тщетно ищущих схожесть с оригиналом в зеркале. Дальше — пластические операции, вызывающие наряды, юные любовники без гроша в кармане, зато со стабильной половой функцией и способностью ее монетизировать пусть даже ценой регулярных обедов в свободное от ровесниц время.

Но на самом деле все гораздо серьезнее, чем кажется со стороны при взгляде на бегущих за прощальным гудком паровоза биологической молодости.

— Кризис середины жизни — это кризис углубления представления о своем месте в твоей жизни. Не в жизни в целом, а твоей собственной жизни. Сколько тебя в твоей жизни, какой твой вес в ней. И этот кризис не имеет пола, — считает Игорь Любачевский.

Последний приступ самоидентификации настигает нас с выходом на пенсию, с завершением профессиональной карьеры. Он знаменует начало старения, ясное понимание осени жизни. В этом периоде наступает много вопросов к самому себе, к собственной жизни, появляются мысли о приближающейся смерти и о том, насколько все это было осмысленно…

— Если человек половину своей жизни провел необдуманно, неосознанно, то его все равно настигнет попытка понять, кто же он есть. Эти вопросы, самые острые, возникают в наши жизненные, возрастные кризисы. Какие-то вопросы возникают, например, на кризисе брака. У каждого на вопрос о смысле жизни будет разный ответ. Потому что мы пытаемся в него вложить вещи, которые делают нас нами. Это могут быть отношения, достижения, группа значимых для тебя людей, — перечисляет Игорь Любачевский.

Что же со всем этим делать? Психолог отмечает, что люди часто убегают от собственных экзистенциальных переживаний в какой-нибудь внешний раздражитель вроде первого мотоцикла в 50 лет, потому что переживания эти, как правило, негативные, печальные, тоскливые и одинокие. Но из них есть выход.

— Если в 30 лет люди ищут себя и обращают свое внимание внутрь, то в возрасте 40-50 понимают, что цена остатка жизни слишком высока и нужно что-то менять. Люди совершают важные шаги, меняют место жительства, работу, семью. Это эпоха вторых и третьих браков. Если все хорошо, то ты вторую часть жизни начинаешь жить уже по-другому, спокойно отпускаешь прошлое и можешь это прошлое отстроить в настоящее, признать, что оно было и было хорошим, — отмечает Игорь Любачевский.

Что же касается неизбежного для любого, даже самого здорового физически человеческого существа финала, то здесь, как сказал одиозный спортсмен, а теперь чиновник одной соседней страны, пора «готовиться к земле». Если в 30 лет человек понял, кто он, в 45 увидел, где он и куда идет, то в 50-60 пора зафиксировать, что с ним будет дальше и как, понимая, что конец ясен, провести остаток жизни.

Психолог дает рекомендации, как облегчить для себя очередной кризис. Во-первых, постараться всегда взвешивать себя в ваших решениях, задавать себе вопрос: согласен ли я с тем, как я живу сейчас? Поможет упражнение: взять календарь на год и отметить, помнишь ли ты тот или иной день этого года, что ты делал в этот год, был ли он для тебя осознанным. Взвешивать себя в каждом своем решении.

— Уделяйте внимание тому, насколько вы эмоциональны и насколько откровенно показываете свои эмоции. Причем как в отношениях, так и в целом в выражении самого себя. Обращайте внимание на то, часто ли вы делитесь своими чувствами, выражаете то, что на самом деле чувствуете. Потому что однажды становится понятно, что тот ты, который внутри и который снаружи — это совершено разные люди. Это повод для невроза и для того, чтобы ходить на психотерапию, искать самого себя, — рекомендует Игорь Любачевский.

В любом кризисе важно искать выражение своих желаний, олицетворение потребностей, а также то, что можно предложить себе, чтобы их удовлетворить. Это могут быть реальные достижения, отношения, творчество, счастливая жизнь, как человек их себе представляет.

— Когда будете думать о смысле бытия определите, что это вообще для вас значит. Чем наполнено это слово в вашей жизни. У каждого рюкзачок будет совсем разный. Нет какого-то отдельного смысла, сакрального. Все пытаются его найти, но он просто не заложен в программе. У каждого свой смысл. У каждого свой рюкзачок. Пожалуйста, наполните его тем, что вы считаете важным. Это и будет вашим смыслом, — считает Игорь Любачевский.
#Спецпроекты #Общество #Хабаровский край #Елена Романова
Подпишитесь