Posted 20 декабря 2018, 01:28
Published 20 декабря 2018, 01:28
Modified 20 августа, 13:41
Updated 20 августа, 13:41
Но долго так продолжаться не может: в Хабаровском крае нарастает депрессия, люди, которые шли на избирательные участки с надеждой на перемены, продолжают сталкиваться всё с теми же проблемами: работы нет, дохода нет, перспектив нет. Усиливается отток населения из Хабаровского края: за 10 месяцев 2018 года в минусе 5531 человек. Чего ждать жителям региона в ближайшем будущем, на что надеяться, куда вообще идет край без «дорожной карты» - об этом мы побеседовали с известным журналистом, членом общественной палаты Хабаровского края Евгением Николенко.
- Время идет. Люди ждут. А проблемы никуда не делись. Более того – жизнь в регионе становится с каждым днем тяжелее. Безусловно, какие-то пиар-шаги делаются. Какие-то точечные проблемы решаются. Тем не менее – главное, что нужно людям, оно отсутствует. Нет работы. На сайтах вакансий предложений довольно много. Но это не те предложения, которые позволят хабаровчанам и жителям провинции прокормить семьи. То есть, мы имеем ситуацию «вакансий много – работы нет». Потому, что требуются продавцы – консультанты, водители такси, и прочие подобные должности. За 15 – 20 тысяч рублей люди работать не хотят. Люди уезжают. Те, кто не уезжает – ждут. Ждут весомых программных заявлений. Ждут, что губернатор Хабаровского края наконец скажет им: куда мы идем, куда мы придем и когда мы придем. Чего ждать?
- В чем ошибка, или, я бы сказал, недоработка нового губернатора. Когда он победил на выборах, у него было несколько совершенно великолепных заявлений – таких, которые могли занять даже федеральную повестку дня. Первое, что он сказал – «Я объявляю край свободным и открытым для инвесторов, для бизнеса. И если я узнаю, что кто-то в правительстве берет взятки, либо ставит какие-то препоны, то этим людям не поздоровится. Это было очень правильное и очень нужное заявление. Второе заявление касалось страшно раздутого аппарата. Очень верное, весомое заявление. Он говорил, что в правительстве должны остаться исключительно профессионалы, и их должно быть ровно столько, сколько необходимо для выполнения задач. Речь шла и об экономии бюджетных средств. Все это очень правильно. Третье заявление было о том, что отныне уходит в прошлое пустая идеология и возможно создание коалиционного правительства. Это звучало как «все здравые силы должны прийти в правительство». Тоже было интересно, это могло бы внести живую струю во власть. И еще одно заявление было о том, что Сергей Фургал открыт для критики. «Я человек простой, если критиковать за дело, то я готов выслушать, принять меры для изменения ситуации». Он особо подчеркнул, что любая конструктивная критика не только губернатора, но и всего правительства не только не возбраняется, но и, напротив, всячески приветствуется. Вот эти четыре момента на старте – пусть и не полноценная «дорожная карта», но вполне весомый багаж, с которым можно было идти и работать. И если бы на этой базе Сергей Фургал начал строить свою работу, то он действительно мог бы стать настоящим народным губернатором. Но, к сожалению, пока мы ничего этого не наблюдаем, - считает Евгений Николенко.
- Эти заявления не получили развития?
«Абсолютно никакого. Первые шаги Сергея Фургала начались с того, что он утонул в мелочевке, занялся решением точечных проблем – дольщиков, вкладчиков, спасением туристов, застрявших на Хайнане и прочим. Сездил в пару муниципалитетов, что –то там попытался выяснить про врчаей и их зарплаты. Впечатление, повторю, что новый глава края утонул в этой рутине. Все это, безусловно, очень важные и нужные вещи. Но все это – ликвидация каких-то нештатных ситуаций, которые возникали, возникают и будут возникать всегда. И заниматься их устранением должен не лично губернатор. Этим должна заниматься профессиональная команда. А губернатор должен быть стратегом, лидером, который формирует будущее региона. А наш губернатор, не создав никакой, более – менее грамотной дорожной карты, начал работать по точкам. У меня сложилось впечатление, что Сергей Фургал даже сам себе пока не определил эту самую «дорожную карту».
А что должно быть? Как должна была бы развиваться ситуация?
-Должна и у него самого быть создана, проработана генеральная линия развития региона, и у его правительства она должна быть. Но этого, повторю, нет. Нет каких-то заявлений и работы по этим заявлениям касательно тех аспектов жизни, которые актуальны сегодня не только для хабаровчан, но и для всех жителей Дальнего Востока, в этом смысле Хабаровск ничем не отличается от других регионов. А у нас на всем Дальнем Востоке чуть больше 6 млн людей осталось. В своей программе перед выборами Сергей Фургал делал очень правильные акценты, в частности, на необходимость принятия отдельного закона о Дальнем Востоке. Это необходимо. Потому, что говорить, что все регионы равны, и Краснодар, и Колыма – полнейшая, конечно, ерунда. И опять – заявления были, а продолжения нет. Люди, которые сегодня еще пока живут на Дальнем Востоке, в Хабаровском крае, нуждаются в особых условиях, если конечно, задача стоит удержать здесь населения. Вот о чем должен заботиться губернатор, вот что он должен отстаивать. Серьезные, глобальные задачи - задачи будущего, задачи выживания края. Потому, что ничего в Хабаровском крае не изменится как на отдельно взятой территории. От губернатора, повторю, сейчас требуется глобальная стратегия развития территории. И эта стратегия должна быть разработана и реализовываться в связке с федеральным центром».
- А она есть – эта связка?
- К сожалению, и я не открою никакого секрета, это видно невооруженным глазом, такой связки нет. Хабаровский край теряет внимание федерального центра. Это прохладное отношение – оно чувствуется сегодня во всем, она не обозначена как-то конкретно, но она ощущается. А такая прохлада, она не может не отражаться на развитии. Можем сравнить с Приморским краем и лоббистскими возможностями того же Олега Кожемяко. Туда же сегодня идет колоссальное финансирование. Есть и еще одна серьёзная деталь, которая накладывает отпечаток на жизнь Хабаровского края. Люди голосовали не за конкретного человека – Сергея Фургала. Люди голосовали, конечно, против Вячеслава Шпорта, но, самое главное, люди голосовали за перемены. Самая главная задача Фургала была – в самом начале обратиться к людям и сказать им, что они не ошиблись в выборе. Создать вместе с народом, с избирателями, экспертами, учеными, сформированным правительством, своей командой – грамотную «дорожную карту» развития региона, в которой люди увидели бы сроки этих перемен, реальные очертания. Пока у людей, голосовавших за Фургала, получился «губернатор, за которого они не голосовали». А поскольку голосовал –то протестный электорат, то тут есть очень большая проблема: люди, не получив изменений, за которые голосовали, изменят отношение и к Сергею Фургалу, и к его команде. А изменений –то сегодня никаких не предвидится.
- Ну, что же делать? Какой совет вы дали бы новому губернатору?
- Я ни на минуту не допускаю и мысли, что Сергей Фургал не хочет краю добра. Хочет. Но у него крайне мало для этого возможностей и рычагов. Его главная задача, на мой взгляд, не допустить, чтобы люди в нем разочаровались. Просто нравится людям для губернатора – весьма спорная возможность. Так не бывает. Он должен делом доказывать, что он именно тот, кто им нужен, что они голосовали правильно. Пока мы наблюдаем только нарастающую депрессию. Особенно в муниципалитетах. И времени у нового губернатора не то, чтобы мало – у него его просто нет. Но для формирования стратегии нужна профессиональная команда. А она у нового губернатора – есть?
К сказанному стоит добавить, что в Хабаровском крае принят бюджет на 2019 год, в котором сокращению подверглись самые жизненно-важные отрасли. В частности, в здравоохранении не хватит денег на ремонты больниц, приобретение нового оборудования. В ходе обсуждений главного финансового документа региона, парламентарии высказывали опасения по поводу резко сократившихся субсидий из федерального центра – край финансируется по остаточному принципу. Дефицит краевого бюджета – 2019 составил 8,1 млрд рублей.