Posted 25 сентября, 00:00
Published 25 сентября, 00:00
Modified 25 сентября, 01:10
Updated 25 сентября, 01:10
Студенты-волонтеры, принимавшие участие в раскопках, нарекли ее «Амурской Нефертити» за внешнее сходство с изображениями древней египетской царицы. Также фигурку называют «Кондонская Венера» и «Амурская Венера».
Эта редкая находка датируется неолитическим периодом, около третьего тысячелетия до нашей эры.
Что же делает эту находку такой особенностью? В чем ее уникальность и почему она привлекла столько внимания?
Амурская Нефертити вызвала интерес, так как не соответствовала советским представлениям о культуре амурских народов. Тогда тиражировались представления об отсталости, даже дикости коренных амурских народов. В Гродековском музее была даже табличка с цитатой вождя мирового пролетариата Владимира Ленина (Ульянова) об отсталости этих народов.
Активно продвигалась идея о том, что свет цивилизации принесли на берега Амура русские и особенно советская власть. Собственно и сегодня есть последователи этой идеи.
Некоторые даже предполагали, что фигурка могла быть фальсифицирована.
Однако последующие исследования в Приамурье выявили множество антропоморфных фигурок — головы и туловища женских скульптурок, напоминающие Кондонскую Венеру.
В 1970-х годах на острове Сучу, недалеко от села Мариинское Ульчского района, обнаружили головы статуэток с монголоидными чертами лица и удлинёнными головами, аналогичными Кондонской фигурке.
В 1990-х годах у озера Хумми около города особого президентского внимания найдено несколько керамических голов и фрагментов туловищ женских статуэток. А в 2000-х годах подобные находки сделаны в поселении Кольчём-3 на озере Удыль в Ульчском районе.
Кстати, до сих пор в селе Кондон встречаются девушки удивительно похожие на Амурскую Нефертити. Ученые говорят, что фенотип коренных народов практически не менялся на протяжении как минимум 17 тысяч лет. Люди Амура до сих пор трепетно относятся к своей культуре, даже несмотря на советскую культурную глобализацию, сумели сохранить и основные культурные коды, которым не одна тысяч лет.
Зачем предназначались эти фигурки? Был ли процесс их создания стандартизирован в древности?
Все найденные фигурки обладают морфологическим единством: голова и торс, иногда слабо выраженная грудь. Региональной особенностью является уплощённая верхняя часть головы. На некоторых фигурках есть длинное отверстие вдоль туловища, возможно для нанизывания на палочку. Их характерной чертой является отломанная голова. Эти факты указывают на стандартизацию изготовления и специфические практики обращения с фигурками.
Сходства можно увидеть в декоративных элементах древних керамических изделий и особенностях наскального искусства в районах Амура и Уссури. Керамика украшалась не только сложными и разнообразными узорами, но и целыми поэтическими композициями, включающими антропоморфные и зооморфные фигуры, раскрашенные природной краской — охрой, которая обладала сакральным значением. В петроглифах около села Сикачи-Алян также часто встречаются персонализированные изображения, создавая своеобразную иконографию.
Теперь эта керамическая статуэтка — культурное достояния амурских коренных народов, хранится не в хабаровских музеях, а в запасниках музея Института археологии и этнографии СО РАН.
Что касается юных представителей коренных народов, то знакомятся с достижениями своих предков по картинкам или муляжам.
Напомним, что именно на территории Хабаровского края найдена самые древние в мире керамические горшки. Более 16 тысяч лет назад амурские народы в них варили уху из кеты и горбуши.
По материалам пресс-службы Краевого государственного бюджетного учреждения «Хабаровский краевой центр охраны памятников истории и культуры»